Главная  | О театре

О театре "Ленком" , история Ленкома

Труппа театра в 1930 году

Труппа театра в 1935 году

Труппа театра в 1948 году

Труппа театра в 1960 году

Труппа театра в 1977 году

Театр имени Ленинского Комсомола официально зарегистрирован в 1938 году, но эту дату нельзя считать отправной точкой в развитии нынешнего Ленкома. Первые удачные попытки создать театр для молодежи, загоревшейся идеями революции, датированы 1925 годом, когда, усилиями энтузиастов, удалось сформировать небольшую театральную организацию, которую было решено назвать ТРАМ.

Это незамысловатое сокращение расшифровывалось как Театр Рабочей Молодежи, где в постановках участвовали вчерашние студенты театральных училищ или вовсе люди без специального образования, но с огромным желанием приблизится к миру сценического искусства и заявить во всеуслышание о наступлении новой эры.

Понятно, что подавляющее большинство поставленных спектаклей было проникнуто духом революции, который определял выбор пьес, сценографию и стиль актерской игры. Обращение к столь популярной теме привлекло к трамовским экспериментам внимание широкого круга ценителей всех возрастов и культурных уровней. Одни искали в разыгрываемых пьесах близкую себе тематику, других больше интересовало качество декораций, глубина режиссерской интерпретации и актерский талант, но все, без исключения, зрители получали искомое в избытке.

По мере того, как развивался творческий коллектив, со сцены исчезали случайные люди, а репертуар значительно изменялся. Театр Рабочей Молодежи уделял все больше внимания классическим сюжетам и постепенно понижал революционный градус в спектаклях, переходя на профессиональные рельсы. 1927 год. Трам! Звонкое имя, громкое , Как удар барабана, вызывающее как "Нате!", решительное, как выстрел!

Театр рабочей молодежи был рожден самой эпохой , ее стремительным ритмом , могучей волной энтузиазма масс. "Днем у станка, вечером - на сцене" - таков девиз молодого театра . И как лозунги звучали названия новых спектаклей: "Дай пять", "Зови фабком", "Тревога" , "Как закалялась сталь", "Страна должна знать."

1932 год. Молодой театр испытывает острую необходимость в совершенствовании своего профессионального мастерства . Одного энтузиазма уже недостаточно. Советский зритель требует нового качества драматургии и актерского искусства. На помощь молодым энтузиастам приходят актеры прославленного МХАТа: В.Я. Станицын , Н.П. Хмелев , Н.А. Баталов, В.С. Соколова во главе с известным советским режиссером и педагогом И.Я. Судаковым, возглавившим новое художественное руководство театра.

Через некоторое время в труппу театра влилась большая группа актеров из театра-студии, работавшей под руководством Р. Симонова. Это слияние произошло безболезненно, так как воспитанники Р. Симонова, ученика Е. Вахтангова, черпали свои творческие силы из одного общего источника - из могучего реалистического искусства, лучшим представителем которого был МХАТ.

Коллектив ТРАМа овладевает мастерством , позволившим преодолеть известный схематизм агитационных спектаклей и перейти к созданию произведений , в которых глубокая жизненная правда органично сочетается с яркой сценической формой. Из среды трамовцев вырастают такие яркие актерские индивидуальности, как В.Р. Соловьев, В.В. Всеволодов, В.В. Серова, Н.А.Крючков, Л.Н. Рюмина , З.М. Щенникова, В.В. Марута, чьи имена неразрывно связаны с советским театром.

Только после  образования театра Ленинского Комсомола это был уже сплоченный, сыгранный коллектив, ставший, за прошедшие годы, одной семьей и отлично понимавший друг друга. Естественно, изменился (причем кардинально) и репертуар, все чаще обращавшийся к отложенным, до поры до времени, Толстому, Ибсену, Диккенсу и Ростану.

Возглавить трупу нового театра было доверено Ивану Николаевичу Берсеневу – талантливому актеру и режиссеру, не просто вставшему во главе Ленкома, но и приведшему с собой несколько знаменитых актеров из МХАТа, среди которых особо выделялись такие имена как Софья Гиацинтова, Серафима Бирман, Ростислав Плятт. Это вливание значительно обогатило творческий коллектив театра имени Ленинского Комсомола и открыло перед ним двери к мировой известности! (Речь И.Н. Берсенева на общем собрании театра Рабочей Молодежи)

1941год. В годы Великой Отечественной войны  на сцене театра появляются спектакли ,посвященные борьбе советского народа с фашистскими захватчиками - "Фронт" А. Корнейчука, "Поединок" братьев Тур и Шейнина , "Так и будет" К.Симонова .Этими спектаклями театр утверждал высокие моральные качества советского народа и выражал уверенность в грядущей победе. Гимном свободолюбивому, жизнеутверждающему началу в человеке в те дни звучал образ Сирано де Бержераку, созданный И.Н. Берсеневым в спектакле по одноименной пьесе Э. Ростана. Группа актеров театра в составе фронтовой бригады прошла весь боевой путь нашей армии от Москвы до Берлина.

Произведения лучших писателей и драматургов того времени получают воплощение на сцене театра: Б. Горбатов, Б Лавренев, А.Ромашов, В.Киршон, Н. Островский, А.Арбузов - имена этих писателей стояли на афишах в предвоенные годы.Особой удачей театра был спектакль
по пьесе К.Симонова "Парень из нашего города". В дальнейшем К.Симонов в тесном творческом контакте с театром, где многие его пьесы были поставлены впервые : "Так и Будет", "Русский Вопрос", "Под каштанами Праги" и др. Большое общественное звучание имели спектакли того времени, поставленные по произведениям отечественной и зарубежной классики: "Нора" Ибсена, "Зыковы", "Васса Железнова" , М. Горького,
"Живой труп" Л. Толстого, " Валенсианская вдова " Лопе де Вега , "Сирано де Бержерак" Ростана , "Наш общий друг" Ч. Диккенса, и другие. В 1948 году Ленком отмечает 20-и летие театра. В 1949 году С.В. Гиацинтова поставила спектакль" Семья ", где она с высоким мастерством исполнила роль матери В.И. Ленина -М.А Ульяновой.
Центром спектакля был образ Ленина, в период зарождения его революционных идеалов.

Берсенев был со своим театром в самые трудные военные годы, он трепетно оберегал созданное и искал пути к развитию, даже когда казалось, что дороги вперед нет. Именно благодаря стараниям Ивана Николаевича, Ленком, хоть и с потерями, но все же пережил тяжелое время и вновь расцвет в послевоенные сороковые, когда людям особенно была нужна вера в завтрашний день, вера, которую можно было почерпнуть в театре.

После смерти Ивана Николаевича в 1951 году Ленком столкнулся со значительными трудностями и надолго впал в творческое оцепенение. Руководители и режиссеры театра сменяли друг друга, но их стараний было явно недостаточно, чтобы дать новый толчок развитию Ленкома. Следующее десятилетие оказалось не слишком плодотворным, но, тем не менее, не преподнесло никаких сокрушительных ударов, что позволило труппе театра сохраниться, практически, в том же составе, в котором ее оставил Берсенев.

1958год. Будучи пропагандистом современной темы, продолжая развивать генеральную линию спектаклей о молодом строителе коммунизма ,театр постоянно обращается к живительному источнику классического наследия.

На его сцене с успехом идут пьесы Островского и Горького, Ибсена и Лопе де Вега, Тургенева и Гоголя, прочитанные свежо и современно. В 1958 году в спектакле "Святая Жанна" по пьесе Б.Шоу в роли Жанны Дарк выступила замечательная актриса Ленкома Елена Фадеева.

В 1958 году Сергея Арсеньевича Майорова назначили главным режиссером театра Ленком. Майоров поставил на сцене Ленкома несколько спектаклей: "Хлеб и розы", "Братья Ершовы"(совместно с В.Р. Соловьевым),"Товарищи Романтики"(совместно с С.Л. Штейном) , "Пароход зовут "Орлёнок". Майоров проработал в театре не долго, уже в 1960 году его место занял Борис Никитич Толмазов. Толмазов поставил блестящие спектакли «Цветы живые» Н.Погодина (1960) и «Наташкин мост» Э.Брагинского (1963). Борис Никитич вскоре ушел в театр Маяковского.

Так продолжалось до 1963 года, когда у руля встал Анатолий Эфрос. Его приход ознаменовал новый творческий виток в жизни театра, которую Эфрос сумел значительно обогатить и разнообразить. Прежде всего потому, что принес собой множество свежих и смелых идей. Кроме того, с появлением Анатолия Васильевича на посту главного режиссера, Ленком пополнился многими перспективными актерами, почувствовавшими, что в театре имени Ленинского Комсомола теплится еще огонек свободы, а значит там есть поле для творческого развития. Эфрос поставил с театре имени Ленинского Комсомола замечательные спектакли: "Мольер", "Чайка", 104 страницы про любовь", "Снимается кино...", "В день свадьбы", "Каждому свое", "Мой бедный Марат".

Плодотворная работа в театре продолжалась недолго, словно волна разбившись о непробиваемые утесы идеологии. Эфрос был человеком далеким от политики, но отлично разбиравшимся в театральном искусстве. Неудивительно, что он не желал лепить из театра убогую карикатуру на это самое искусство и клепать бесталанные спектакли по заказу Партии. Именно поэтому он не задержался на своем месте и был отстранен от руководства Ленкомом. Его уход снова сбросил театр в пучину упадка. В 1967 году в театр пришел Владимир Багратионович Монахов. Он  стал главным режиссером театра на несколько лет -  с 1967 по 1971 год . В.Б. Монахов поставил в Ленкоме следующие спектакли; "Беспокойная старость"(совместно с С.В.Гиацинтовой), "Музыка на 11 этаже", "Конец Хитрова рынка", "Вера, Надежда, Любовь", "Перекресток судьбы". В 1971 году Монахов покинул театр Ленком.
 

Для театра опять наступили тяжелые времена. Тяжелые времена продлились с 1971 по 1973 года и были отринуты театром только после того, как руководство взял в свои руки Марк Захаров, являвшийся до этого времени режиссером театра Сатиры.

Сразу после вступления в должность Марк Анатольевич сдвинул Ленком с мертвой точки и направил его по курсу, избранному, в свое время, Берсеневым и Эфросом. Театр имени Ленинского Комсомола совершенствовался от постановки к постановке, набирал былую мощь и приобретал новых поклонников, ставя жирную точку во всех досужих сплетнях, утверждавших, что «Ленкому недолго осталось»…

         С 1973 года для театра Ленком началась новая эпоха – в театр пришел работать Марк Анатольевич Захаров. В те годы Ленком еще было принято называть Московский театр имени Ленинского комсомола. И находилось это прославленное заведение культуры в глубоком кризисе, начавшемся с тех пор, как с должности художественного руководителя сняли Анатолия Эфроса. Затяжной творческий кризис был прерван весело и оглушительно постановкой «Автоград-XXI», премьерным спектаклем Марка Захарова совместно с поэтом и журналистом Юрием Визбором. Эта постановка немедленно привлекла внимание как публики, так и театральных специалистов своей энергией и жизненным тонусом. На показы приходило много молодежи. Интерес к театру Ленком, который уже начал было угасать, разгорелся с новой силой. По мнению самого Марка Захарова, для назначения на должность главного режиссера Ленкома большую роль сыграли его работы в Театре Сатиры – успешные постановки «Темп-1929» (1972 года) и «Проснись и пой» (1970 год, в сотворчестве с Александром Ширвиндтом). Помимо этих ярких спектаклей, Марк Захаров представил публике постановки «Матушка Кураж и ее дети» (1972) и «Чудак-человек» (1973). Плодотворная работа в Театре Сатиры стала великолепным «трамплином» для блистательного старта Марка Захарова в Ленкоме, на руководящей должности, требующей колоссальной самоотдачи.

В 1974 году Марк Захаров на сцене театра Ленком выпускает спектакль «Тиль» по пьесе своего друга, выдающегося драматурга Григория Горина. Постановка имеет оглушительный успех. Создатели позиционируют ее как музыкально-поэтический спектакль – яркий, красочный, захватывающий – как комедию с элементами сатиры и драмы. Марк Захаров привлекает к работе в «Тиле» самых талантливых актеров Ленкома – Ларионова, Колычева, Фадееву, Скоробогатова и многих других. После премьерного показа «Тиля» молодой Николай Караченцов проснулся знаменитым, а для Инны Чуриковой начался новый творческий этап. В целом, спектакль «Тиль» выводит Ленком на очередную ступень развития. Этой постановке рукоплещет не только весь Советский Союз, но также Польша, Чехословакия и Болгария, где Ленком гастролировал в 1977-1978 годах.

С первых же дней работы в театре Ленком Захаров начинает создавать и активно развивать собственный, авторский подход к режиссуре спектаклей. Очень большое внимание уделяет музыке, поэтике. Музыка становится едва ли не одним из главных действующих лиц в постановках Марка Захарова «Тиль», «В списках не значился», «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты», «Юнона и Авось», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Поминальная молитва», «Королевские игры», «Мистификация».

В 1976 году Марк Захаров ставит на сцене Ленкома современную оперу «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты» по мотивам произведений Пабло Неруды с неподражаемым Александром Абдуловым в роли Хоакина Мурьетты. Также в главных ролях были задействованы Николай Караченцов и Любовь Матюшина. Спектакль посвящен жизни и смерти национального чилийского героя Хоакина Мурьетты и приурочен к военному перевороту в Чили, а также уходу из жизни знаменитого чилийского поэта Пабло Неруды. Опера пользуется грандиозным успехом – благодаря и злободневности, и блестящему актерскому составу, и новизне жанра. Вдохновившись успехом этой постановки, Марк Захаров совместно с композитором Алексеем Рыбниковым отправляются на поиски драматической основы для нового спектакля в подобном жанре. Судьба сводит их с поэтом А.Вознесенским – так в 1981 году рождается легендарный музыкальный спектакль «Юнона и Авось»… В премьерной постановке главные роли исполняли Александр Абдулов, Николай Караченцов, Павел Смеян, Елена Шанина.

С первой русской рок-оперой Ленком гастролирует во Франции, выступает в зале «Эспас Карден». Зрители принимают ее прекрасно и с восторгом, французская пресса печатает только восхищенные отклики. Марк Захаров вспоминает, что на «Юнону и Авось» в Париже некоторые зрители ходили по несколько раз, русские парижане приводили с собой детей, чтобы те могли услышать настоящую русскую поэзию… После Парижа были не менее удачные гастроли в Германии, США, Нидерландах и Греции.

Тем временем Марк Анатольевич Захаров продолжает работать не покладая рук во имя развития театра Ленком, пробует разные творческие подходы, находится в постоянном поиске свежих форм. В 1978 году он ставит своеобразный эксперимент – тихий, камерный спектакль «Вор» В.Мысливского, без какого бы то ни было музыкального сопровождения. Главные роли в этой драматической притче исполняли Владимир Корецкий и Евгений Леонов. Работа в таком жанре пришлась по душе и самому режиссеру, и публике, поэтому Марк Захаров с особенным вдохновением продолжил раскрывать все возможности данного подхода. Позже появились спектакли «Три девушки в голубом» (1985) и «Чайка» (1994).

В 2000 году свет увидел новый спектакль в постановке Марка Захарова – «Город миллионеров». В главных ролях были задействованы Инна Чурикова и Армен Джигарханян (сейчас «Город миллионеров» по-прежнему в актуальном репертуаре театра «Ленком», и пользуется огромным успехом; только партнером Инны Чуриковой по спектаклю стал Геннадий Хазанов). Марк Захаров создал эту работу совместно с Р.Самгиным, своим учеником. Самгин предложил идею постановки – взять за основу пьесу Эдуардо де Филиппо «Филумена Мартурано», которая представляет собой классическое произведение, местами анекдотичное, а местами пронзительно обнажающее радости и горести человеческих душ.

Почти 40 лет Марк Анатольевич Захаров руководит театром Ленком. За это время выдающемуся режиссеру фактически удалось объять необъятное. Он поднял театр с колен и воздвиг на пьедестал одного из самых популярных театров страны и даже мира. Ленком неизменно вызывает интерес как у публики, так и у знатоков театрального искусства. Регулярные гастроли, гениальные спектакли, плеяда блистательных актеров… Об актерах следует сказать отдельно. Во все времена Марк Анатольевич отличался особенным чутьем на таланты. Он приглашал ранее никому не известных молодых актеров, и на сцене Ленкома они раскрывали свои самые лучшие качества, становились настоящими профессионалами. Кто-то из них позже переходил работать в другие коллективы и труппы, кто-то оставался верен любимому режиссеру – но все они бесконечно благодарны Марку Анатольевичу Захарову, этому великому человеку, за годы сотрудничества, за путевку в жизнь, за возможность выступать на сцене прославленного Ленкома. С Марком Захаровым работали такие звезды театра и кино, как И. Чурикова, А. Абдулов, Л. Броневой, А. Джигарханян, А. Збруев, Ю. Колычев, Н. Караченцов, О. Янковский, А. Лазарев, А. Захарова, С. Степанченко, Т. Кравченко, И. Фокин, И. Агапов, С. Чонишвили, В. Раков, А. Сирин, Л. Артемьева, Н. Щукина, М. Миронова, А. Большова,С. Фролов, К. Юшкевич, Д. Марьянов, О.Железняк и другие актеры. И по сей день Марк Анатольевич продолжает неустанно находить талантливых артистов, подающих большие надежды. Одним из таких молодых актеров Ленкома является Антон Шагин. Марк Захаров доверил ему главную роль в премьерном спектакле 2011 года «Пер Гюнт».

Множество великолепных спектаклей было поставлено Марком Захаровым на сцене театра Ленком. Помимо уже перечисленных, это «Поминальная молитва» Г. Горина по мотивам произведений Шолом-Алейхема(1989), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше (1993), «Королевские игры» Г. Горина по М. Андерсону (1995), «Варвар и еретик» по роману Ф.М. Достоевского «Игрок» (1997), «Мистификация» по пьесе Н. Садур «Брат Чичиков» (1999), «Шут Балакирев» Г. Горина (2001), «Плач палача» на темы Ф. Дюрренматта и Ж. Ануя (2003), «Ва-банк» по А.Н. Островскому (2004). А также постановки, которые вошли в золотой фонд советской режиссуры как образец великолепной работы настоящего мастера: «В списках не значился» Ю. Визбора по Б. Васильеву (1975), «Иванов» А. Чехова (1975), «Ясновидящий» Л. Фейхтвангера (1975), «Мои надежды» М. Шатрова (1977), «Хория» И. Друце (1977), «Парень из нашего города» К. Симонова (1977), «Революционный этюд» М. Шатрова (1978), «Жестокие игры» А. Арбузова (1979), «Люди и птицы» Б. Штейна и Ю. Махаева (1981), «Чинарский манифест» А. Чхаидзе (1982), «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского (1983), «Проводим эксперимент» в соавторстве с В. Черных (1984), «Диктатура совести» М. Шатрова (1986), «Мудрец» по А. Островскому (1989), «Школа для эмигрантов» Д. Липскерова (1990).

В настоящее время в репертуаре Ленкома – 12 прославленных спектаклей (Юнона и Авось 1981, Безумный день, или Женитьба Фигаро 1993, Королевские игры 1995, Город миллионеров 2000, Шут Балакирев 2001, Tout payé, или Всё оплачено 2004, Ва-банк 2004, Пролетая над гнездом кукушки (Затмение) 2005, Женитьба 2007, Визит дамы 2008, Вишнёвый сад 2009) и две совсем новые постановки – Аквитанская львица, 2010 и Пер Гюнт, 2011.

Ленком при Марке Анатольевиче Захарове приобрел свой собственный почерк, который отличает его от других театров. Марк Анатольевич довольно редко приглашает режиссеров со стороны, но все же время от времени он любит сотрудничать с другими талантливыми и творческими постановщиками. Марк Захаров работал с Глебом Панфиловым («Гамлет»), Эльмо Нюганеном («Tout paye, или Все оплачено»), Александром Галиным («Чешское фото»), Андреем Тарковским («Гамлет»), Петром Штейном («Ромул Великий», «Бременские музыканты, «Карманный театр», «Дорогая Памелла» ),Александром Морфовым («Пролетая над гнездом кукушки», «Визит дамы»).

 


******

Всем театралам наша компания предлагает свои услуги по бронированию и доставке билетов в Ленком. Билеты в Ленком всегда в наличии и под заказ. Лучшие билеты на все спектакли Ленкома можно заказать с доставкой по Москве. На нашем сайте есть схема Ленкома  и афиша Ленкома. Возможно вас заинтересует информация о  постановках Ленкома прошлых лет и  актеры театра Ленком.