Главная  | Рецензии  | Актер Дмитрий Певцов

Актер Дмитрий Певцов

3 Декабря 2010 г.


Народный артист России и обладатель ордена Почета, актер Дмитрий Певцов с театром «Ленком» сотрудничает с 1991 года. Его рабочий график поражает насыщенностью – репетиции ленкомовских спектаклей соседствуют со съемками в кино, а записи сольных альбомов – с концертными выступлениями и автогонками. Недавние актерские достижения Дмитрия – это роль Генриха Второго в театральной постановке «Аквитанская львица», а также роль доктора Степана Яновского в телевизионном фильме «Достоевский» (доктор Яновский был другом Федора Михайловича).

Певцов признается, что на первый план для него всегда выходит именно театр, несмотря на глубокую, искреннюю любовь к кинематографу. Объяснятся это тем, что профессию, по мнению Дмитрия, настоящую актерскую профессию, можно получить, только участвуя в театральных постановках. Прочувствовать сцену, прочувствовать зрителя. В кино все проще – там есть возможность сделать дубли, превратить неуклюжего «чурбана» в кумира миллионов или хотя бы в симпатичного артиста. Театр – это симбиоз актерской и режиссерской работы, а кино – скорее чисто режиссерское искусство.

Дмитрий не привык ставить перед собой определенные цели, далеко идущие планы, больше предпочитает доверять интуиции, чтобы не смешить Господа, как в известной поговорке. Актер верит в то, что существует некий Божий промысел, и никогда не нужно пытаться заменить его напускной целеустремленностью.

Со здоровым чувством юмора Певцов относится к тому, что его поклонницы называют секс-символом или суперменом. Такие «звания», как считает Дмитрий – это всего лишь клише восприятия зрителей, помноженное на тиражи глянцевой прессы. «Сам себя я так не называл, и никогда не пытался прослыть в глазах зрительской аудитории каким-нибудь супермачо; скорее, наоборот», - утверждает актер.

Дмитрий признается, что предпочитает избегать конфликтов. Работается лучше в расслабленной, спокойной, дружественной атмосфере, а конфликты только мешают, отнимают силы и энергию. «Я совершенно неконфликтный человек; всегда пытаюсь сохранить теплые отношения с коллегами, пусть даже иногда это принесет ущерб результату работы».

На вопрос о том, каким образом ему удается найти время для такого количества спектаклей, совмещать их с автогонками, съемками в кино и концертами, Дмитрий отвечает, что 13 спектаклей в месяц – это совсем немного, а остальные занятия он вовсе не совмещает, а старается дистанцировать одно от другого. Порой бывает непросто распределить время, но актер всегда концентрируется именно на том виде работы, которым занят в настоящий момент. Актер вспоминает прошлые годы, когда у него бывало по 20 спектаклей в месяц, сплошь главные роли, да еще и в нескольких театрах – вот это было действительно тяжело.

Актерский талант Дмитрий Певцов считает даром свыше, своим призванием, которое необходимо развивать и реализовывать. Остальные же увлечения (музыку, к примеру), Певцов называет «просто хобби, приятным времяпрепровождением».

Певцов считает, что нельзя сравнивать реакцию зрителей на выступление актера на концерте и в театре – это несопоставимо. Во время концерта аплодисменты звучат после исполнения каждой песни, а в театре – только под занавес. Совсем другая энергетика. «Я всегда чувствую зал, - утверждает актер. – Финальная реакция зрителя зачастую прогнозируема. На концерте каждая песня – это как бы маленькое театральное выступление, маленький спектакль».

К высказыванием критиков в свой адрес Певцов относится скептически, утверждая, что, по его мнению, главная цель критики – это самолюбование, а каким-то образом реагировать на подобное просто бессмысленно. Актер убежден, что критики в основном никогда не любят предмет своего пристального анализа, поэтому их статьи выглядят как результат борьбы с собственными комплексами. «Я работаю для зрителей и для себя, - признается актер, - стараюсь порадовать всех тех, кто находится в зрительном зале, и сам получить удовольствие от процесса выступления».

Супруга Дмитрия Певцова, Ольга, обладает прекрасным художественным вкусом, и актер не скрывает, что всегда советуется с ней при выборе сценических концертных костюмов. «Ольга умеет талантливо и оригинально сочетать вещи», - говорит Певцов. Он признается, что супруга – его главный светоч, смысл всей его жизни, его достижений и побед. Актер рассказывает, что Ольга не только помогает с костюмами, гримом, но и придумывает порой полноценные эпизоды в фильмах, где снимается Дмитрий – и приводит в пример финальную сцену картины «Снайпер», которая, как оказалось, является полностью Ольгиной задумкой.

Дмитрий Певцов признается, что большого значения историческая реальность персонажей, которых он воплощает в театре и кино, для него не имеет (такой вопрос актеру часто задают в связи с последними его ролями – королем Англии Генрихом Вторым в «Ленкоме» и другом писателя Достоевского в фильме «Достоевский»). Гораздо большее значение для актера имеет глубина таланта автора, написавшего то или иное произведение. Если образ создан гениально или хотя бы просто достаточно хорошо – то но оживает самостоятельно, и не приходится прикладывать титанических усилий, чтобы вдохнуть жизнь в персонажа. Именно так произошло у Дмитрия с Яновским, другом писателя Достоевского – его образ был воссоздан по мемуарам и дневникам, поэтому для воплощения Яновского Певцову было достаточно ознакомиться с его воспоминаниями, соответствующей литературой и сценарием. По поводу образа Генриха Второго актер признается – было несколько сложнее, ведь образ этот неоднозначный, каким король был в действительности, никто из историков точно сказать не может. Известны лишь исторические деяния Генриха; а методы их совершения и характер короля для спектакля был взят из пьесы Голдмена «Лев зимой». Поэтому, чтобы передать образ Генриха, актеру понадобилось соединиться с ним при помощи найденной Голдменом формы. «Однако, - говорит Певцов, - главное в спектакле «Аквитанская львица» - это эмоции, чувства, мысли персонажей, их взаимоотношения; а такие материи выглядят примерно одинаково вне зависимости от эпохи».

Разница между Яновским и Генрихом также и в их отношении с женщинами – Яновский влюблен в Сашеньку Шуберт, а вот Генрих нежных чувств к королеве Аквитанской не испытывает. Певцов с интересом анализирует чувства своих персонажей. Яновский, по мнению актера, чересчур эгоцентричный и напыщенный, несмотря на то, что взял Сашеньку в жены с детьми. Однако его эгоизм и самолюбие сослужили их отношениям плохую службу. У Генриха все сложнее – это грандиозная историческая фигура. Для достижения своих целей Генрих мог достаточно равнодушно убивать тысячи людей; его любовь всегда шла рука об руку с силой и властью. Алиенора Аквитанская оказалась личностью не меньшего масштаба, женщиной сильной, волевой, умной и при всем при этом коварной. Внутренняя борьба за лидерство в этой семье продолжалась в течение всей их жизни, борьба жестокая, бескомпромиссная. Королева смогла переманить на свою сторону сыновей, объявила войну супругу – в результате провела десять лет в заточении. Но спектакль «Аквитанская львица», прежде всего, о любви, - о том, что любовь может оказаться сильнее ненависти, сильнее власти.

Спектакль «Аквитанская львица» был поставлен Глебом Панфиловым, с которым у Дмитрия Певцова всегда были теплые, дружеские отношения. Да и не первое это их сотрудничество – актер уже работал у Панфилова в спектакле «Гамлет», в главной роли. Однако судьба постановки «Гамлета» сложилась не самым лучшим образом. Певцов признается, что не слишком был готов к этой роли – ни по-человечески, ни профессионально, и данную работу считает своей неудачей, несмотря на серьезное к ней отношение. Трагическое событие – пожар в театре – уничтожил все костюмы для спектакля «Гамлет», и восстанавливать их не стали, поскольку то было непростое время. Для себя Певцов никак не связывает эти две постановки, хотя режиссер один и тот же, театр один и тот же, и даже партнер по спектаклю тот же – великолепная Инна Чурикова.

На вопрос о том, сразу ли Панфилов увидел Певцова в роли именно Генриха, короля (а не его сына Ричарда Львиное сердце, допустим) актер отвечает, что да, сразу. Дмитрий расценивает это как роль «на вырост». Генрих, хоть и «ровесник» Дмитрия по возрасту, но гораздо более опытный, мудрый человек. Он многое испытал, прочувствовал, познал. Певцов с удовольствием говорит о том, насколько интересно ему было воплощать этот образ. А вот роли сыновей Генриха, хоть и неплохие, но не имеют таких переломов судьбы и характера, поэтому играть их было бы не так захватывающе.

 Как уже было отмечено, Дмитрию Певцову не раз доводилось сотрудничать с блистательной Инной Чуриковой. В нескольких спектаклях она исполняла роль матери персонажей Дмитрия (например, в «Чайке» и «Гамлете», а также в фильме «Мать»). В премьерном же ленкомовском спектакле «Аквитанская львица» Чурикова воплотит на сцене образ королевы Алиеноры Аквитанской – супруги Генриха Второго . «Аквитанскую львицу» Певцов называет «подарком судьбы». Актер говорит о том, какое удовольствие он получает от съемок или репетиций с Инной Чуриковой, поскольку она гениальна и великолепна; однако напоминает, что работа с Чуриковой возлагает колоссальную ответственность. При всем при этом трудно себе вообразить лучшего партнера, чем она.

В последнее время Дмитрий Певцов много внимания уделяет клубным выступлениям и концертам – как сольно, так и в составе группы «Картуш». Программа выступлений зависит от настроения, признается Певцов. «Мы можем исполнять и романсы, и акустику, и песни Вертинского, и рок-н-ролл». Как говорит сам актер (и певец) – его концерты всегда сопровождаются большим выбросом адреналина, они заводят, дают энергию и силу. Происходит это, во-первых, благодаря рок-н-ролльному репертуару (такой уж это энергетически мощный стиль музыки) – а во-вторых, благодаря «гоночным» песням. Ведь с лидером группы «Картуш» Андреем Вертузаевым Дмитрий познакомился именно на почве общих интересов – увлечения автогонками. Затем дружба переросла в плодотворное музыкальное сотрудничество.

Также Дмитрий исполняет песни Александра Вертинского и Владимира Высоцкого. Это два совершенно разных музыканта, но оба дороги сердцу Дмитрия. Вертинский – словно «нырок в Серебряный век», как говорит Певцов. Его песни очень ироничны, благородны, теплы и человечны. Его репертуар – словно маленький мир, волшебный, солнечный, мелодичный. Дмитрий Певцов признается, что ему очень интересно погружаться в этот мир, интересно как с точки зрения вокалиста, так и с точки зрения актера. На вопрос о том, не боится ли исполнять репертуар Высоцкого, Дмитрий отвечает, что, по его убеждению, бояться этого не нужно. Ведь Высоцкий является частью богатейшего культурного наследия страны, частью литературы – недаром Бродский назвал его великим русским поэтом. Также не боится Дмитрий и сравнений с творческой манерой других исполнителей, которые берутся за репертуар Высоцкого. «Мое исполнение, - говорит актер, - это, прежде всего, частичка моей души, моего восприятия, это моя индивидуальность. Каким бы я ни был для кого-то, плохим или хорошим, но я такой один. Именно поэтому своей сольной программе я дал название «Певцов много – Певцов один».

 По материалам статьи